Версия для слабовидящих

Донецкий национальный технический университет 
Научно-техническая библиотека    
г.Донецк    
Последнее обновление: 21.10.2025   
               
Литературный хронограф
Информационные ресурсы
   
Литературный хронограф

     24 октября 1764 года
    24 октября 1764 года родилась Доротея Фридерика Шлегель - немецкий литературный критик и писательница.

Доротея Фридерика Брендель родилась в городе Берлине. В 1778 году в возрасте 14 лет Брендель обручилась с коммерсантом Симоном Фейтом, который был старше её на 10 лет, и вышла за него замуж 30 апреля 1783 года. В салоне своей подруги Генриетты Герц Брендель Доротея познакомилась с молодым Фридрихом Шлегелем. 11 января 1799 года Брендель развелась со своим мужем в еврейском религиозном суде, при этом взяв на себя обязательство больше не выходить замуж, не креститься и не побуждать своих детей к переходу в христианство. Брендель и Фридрих Шлегель стали открыто жить вместе. Брендель и Фридрих вместе с его братом Августом Вильгельмом Шлегелем и женой брата Каролиной переехали в Йену, ставшую благодаря Новалису, Людвигу Тику и Фридриху Йозефу Шеллингу центром литературного романтизма, чтобы основать там жилое и творческое товарищество. Скандальный по тем временам роман Фридриха Шлегеля «Люцинда» отражает эту совместную жизнь.

В 1804 году Брендель перешла в протестантизм и обвенчалась с Фридрихом Шлегелем. В 1808 году она вновь поменяла религию, в этот раз вместе с Фридрихом Шлегелем перейдя в католицизм. Протестантская семья Шлегеля возложила всю вину за этот шаг на Доротею. Доротея покрестила по католическому обряду и двоих своих сыновей. После двадцати лет, проведённых в Вене, где Шлегель занимал должность придворного секретаря, Доротея Шлегель после смерти мужа переехала во Франкфурт к своему сыну Филиппу, директору Штеделевского художественного института.

В конце XIX — начале XX века на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона дал следующую оценку Доротее Шлигель, как писательнице: «Её значение в истории немецкой литературы заключается главным образом в том влиянии, которое она имела на личность Фридриха Ш. и в распространении идей романтической школы».


     24 октября 1796 года
    24 октября 1796 года родился Август фон Платен - немецкий поэт и драматург.

Август фон Платен родился в Ансбахе, Бавария. Учился в кадетской школе в Мюнхене, с 1810 года — в Королевской пажеской школе, в 1814 году выпущен лейтенантом полка Баварской лейб-гвардии. В 1815 году участвовал во Французской кампании, несколько месяцев стоял на биваке под Маннгеймом, в боях не бывал. Платен путешествовал по Швейцарии. В 1818 году поступил в Вюрцбургский университет, учился философии и филологии. В 1819 году перешёл в Эрлангенский университет, где сделался горячим поклонником Шеллинга.

Платен издал сборник стихов в восточном духе «Газели», близкий аналогичным произведениям Рюккерта. Эта и последовавшие за нею книги привлекли внимание Гёте. Если стихи Платена так или иначе находятся в русле романтических традиций, хотя и разных, сложно синтезированных (к тому же в них всегда отчетлива ориентация на сложившиеся культурные формы и стили — оду, сонет, газель и т. п.), его сатирические драмы того же времени явно обращены против ходульного романтизма.

Холодность собратьев-поэтов, критики и публики подтолкнули Платена к отъезду в 1826 году в Италию. Он жил во Флоренции, Риме, Неаполе, но из-за ограниченности средств вел жизнь совершенно скудную. Много писал. Его новая драма «Романтический Эдип» вызвала враждебную реакцию Иммермана и Гейне, который посвятил ему в своих «Путевых картинах» резкие страницы.


     24 октября 1854 года
    24 октября 1854 года Федор Тютчев написал стихотворение «Теперь тебе не до стихов...».

Теперь тебе не до стихов,
О слово русское, родное!
Созрела жатва, жнец готов,
Настало время неземное...
Ложь воплотилася в булат;
Каким-то божьим попущеньем
Не целый мир, но целый ад
Тебе грозит ниспроверженьем...
Все богохульные умы,
Все богомерзкие народы
Со дна воздвиглись царства тьмы
Во имя света и свободы!
Тебе они готовят плен,
Тебе пророчат посрамленье,-
Ты - лучших, будущих времен
Глагол, и жизнь, и просвещенье!
О, в этом испытаньи строгом,
В последней, в роковой борьбе,
Не измени же ты себе
И оправдайся перед богом...

Сборники лирики Федора Тютчева можно найти в электронном каталоге ДонНТУ


     24 октября 1868 года
    24 октября 1868 года родилась Александра Давид-Неель - французская оперная певица, поэтесса и композитор, более известная как путешественница, писательница и исследовательница Тибета.

С ранних лет Александра интересовалась всем необычным, увлекалась чтением приключенческих романов Жюля Верна и Эмара. В отрочестве она бежала от родителей путешествовать из Франции в Испанию на велосипеде. Обучалась в католической школе и Брюссельской консерватории. Хорошо пела и подавала надежду как пианистка. Затем родителями была отправлена в Лондон для повышения квалификации в качестве пианистки. Здесь её познакомили с основательницей теософского общества Еленой Блаватской, которая заинтересовала Александру рассказами о Тибете. По возвращении в Париж Александра начала петь в театре «Опера комик», пела, в том числе, и оперы своего сочинения. Посещала заседания местных теософов, а также сходки анархистов. Тогда же написала атеистический трактат «Во имя жизни». В 1891 году она впервые посетила Индию, где изучала санскрит и йогу. Мечтала о путешествии в Гималаи, в Тибет — волшебную страну. В 1900 году Александра переехала в Тунис, устроилась работать в местный театр. Из-за невозможности проникнуть в Тибет с запада (препятствовали китайские власти), Александра с послушником-тибетцем Афуром Йонгденом попала в Японию, потом в Корею и Китай, собравшись проникнуть в Тибет с востока. Ей это удалось сделать только в феврале 1924 года. Ей повезло — на одном из пограничных постов в ней не признали иностранку и пропустили. В Лхасе Александра увидела стены дворца Потала — резиденции Далай-ламы. Пробыв в тибетской столице два месяца, Александра отправилась в обратный путь. Уезжая не более чем на полтора года в Азию, она пробыла там четырнадцать лет — в мае 1925 года она прибыла в Гавр. По возвращении домой Александра начала читать лекции, а в 1927 году издала книгу «Путешествие парижанки в Лхасу». После возвращения в Европу она выстроила на юге Франции, в городке Динь-ле-Бен, дом «Самтен-Дзонг» («обитель размышления»), выполнявший функцию тибетского культурного центра. Туда начали приезжать мистики, мечтавшие научиться чудесам, описанным в книге Давид-Неель. В своих книгах она рассказывала о людях, умеющих летать, умирающих и воскресающих по своему желанию. Она объясняла, что суть буддизма заключается не в этих внешних эффектах, а в изменении сознания и что на этом пути она сама пока не достигла высот. О том же она говорила на лекциях, с которыми объездила многие страны Европы. Оставшиеся годы Александра Давид-Неель посвятила изучению культуры Тибета и написанию книг о своих путешествиях. Своё последнее путешествие — восхождение на альпийский перевал высотой более двух тысяч метров — Александра совершила в 82 года. Она умерла, не дожив полутора месяцев до своего 101-го дня рождения. Прах её был развеян над водами Ганга.


     24 октября 1878 года
    24 октября 1878 года Семен Надсон написал стихотворение «Покуда грозно ночь глухая...».

Покуда грозно ночь глухая
Царит над сонною землей
И лишь вдали заря златая
Горит отрадной полосой,
Покуда мысль в оковах дремлет,
Покуда видят стыд в труде,
Покуда человек не внемлет
Призыву к свету и борьбе,
О муза, светлый мир мечтаний
И песен счастья резвый рой
Забудь для горя и страданий,
Для битвы с непроглядной мглой.
Пускай твои святые звуки
Борцов уставших оживят
И в их сердцах тоску и муки
Надеждой светлой заменят.
[И грозный крик негодованья,
Промчавшись звучно над толпой,
Подымет светлое сознанье
И знамя истины святой.
Туда, борцы, под это знамя,
Вперед уверенной стопой!
Пускай любви и веры пламя
Во мгле согреет вас собой.
Вперед, борцы, на бой жестокий
За свет великий и святой
Со мглой, тяжелой и глубокой,
С мертвящей, безотрадной мглой!


     24 октября 1899 года
    24 октября 1899 года родился Илья Львович Сельвинский - русский советский поэт. Также выступал как прозаик и драматург. Основатель и председатель Литературного центра конструктивистов.

Илья Сельвинский родился в Симферополе. Его отец, Лейба Эльшаелович Сельвинский, участвовал в Русско-турецкой войне 1877 года, затем торговал мехами и пушниной. Как писал сам Илья Львович в автобиографии, его отец «был меховщиком, а затем, разорившись, превратился в скорняка». Будущий литератор учился в Евпаторийском начальном училище, а в 1915 — 1919 годах — в гимназии. С 1915 года начал публиковать свои произведения (в частности, в газете «Евпаторийские новости»). В годы революции принимал участие в революционном движении, во время гражданской войны воевал в составе РККА. Сменил множество профессий (был грузчиком, натурщиком, репортером, цирковым борцом и т. п.). В 1923 году Сельвинский окончил факультет общественных наук 1-го Московского государственного университета. Фактический лидер группы конструктивистов. В 1926 году выпустил первый сборник стихов. В конце 1920-х писал экспериментальные эпические поэмы. В середине и в конце 1920-х годов с экспериментальными «левыми» стихами и поэмами Ильи Сельвинского в своих концертах выступал популярный артист-эксцентрик и шансонье Михаил Савояров. В частности, он читал (а временами даже пел) под музыкальное сопровождение поэму «Улялаевщина» в костюме и эстетике театра Синей блузы.

В начале 1930-х годов Сельвинский писал авангардистские стихотворные драмы. В 1933—1934 годах был корреспондентом «Правды» в экспедиции, возглавляемой О. Ю. Шмидтом на пароходе «Челюскин», однако в дрейфе и зимовке не участвовал: в составе группы из восьми человек высадился на берег во время стоянки у о. Колючина и прошёл с чукчами на собаках по льдам Ледовитого океана и тундре до мыса Дежнёва. С 1937 года он пишет исторические драмы в стихах.

С 1941 года Сельвинский был на фронте. Получил две контузии и одно тяжёлое ранение под Батайском. Заместителем наркома обороны награждён золотыми часами за текст песни «Боевая крымская», ставшей песней Крымского фронта:

Сама ? как русская природа
Душа народа моего:
Она пригреет и урода,
Как птицу, выходит его…


     24 октября 1899 года
    24 октября 1899 года родился Анатоль Стерн - польский поэт, прозаик, литературный и кинокритик, сценарист и переводчик. Вместе с Бруно Ясеньски является автором манифеста польского футуризма.

Анатоль Стерн родился в Варшаве в ассимилированной семье еврейского происхождения, сын журналиста. После окончания гимназии учился на Отделении полонистики Вильнюсского университета, который не окончил. В 1919 году Анатоль Стерн опубликовал свою первую поэму «Нагой человек в центре города» и поэттический сборник «Футуразии». В 1924 году Стерн опубликовал обширный сборник стихотворений «Ангельский хам», в том же году решил издать новые переводы (прежде всего выполненные Бруно Ясеньским) русских стихов в «Антологии новой русской поэзии» с критическим вступлением. Работа появилась, однако, лишь в 1927 году в виде одного тома, ограниченного поэзией Владимира Маяковского.

Один из видных польских футуристических поэтов, Стерн в 1921—1923 гг. вместе с Ярославом Ивашкевичем был редактором ежемесячного журнала «Новое искусство», публиковался в разовых футуристических изданиях. Также сотрудничал с такими известыми журналами искусства как «Скамандр», «Стрелка» и «Литературные вести», где помещал кинорецензии. В 1924 году стал редактором двухнедельного журнала «Кинематографические вести». Кроме того был членом Совета по кинематографии. Во второй половине 1930-х годов Стерн отошёл от авангарда и обратился к обычным формам поэзии, стал известным сценаристом. До Второй мировой войны он написал более 30 сценариев для польских и зарубежных фильмов.

В 1942—1948 гг. Стерн пребывал в Палестине, где публиковал свои довоенные произведения в переводах на иврит, сотрудничал также с «Бюллетнём вольной Польши». По возвращении в Польшу в 1948 году поселился в Варшаве. Печатался в журналах «Литературные новости», «Возрождение», «Новая культура», «По просту», «Культурный обзор».


     24 октября 1907 года
    24 октября 1907 года Александр Блок написал стихотворение «О, весна без конца и без краю...».

О, весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха - позорного нет!
Принимаю бессоные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!
Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!
И встречаю тебя у порога -
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах...
Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита...
Никогда не откроешь ты плечи...
Но над нами - хмельная мечта!
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель - я знаю -
Все равно: принимаю тебя!

Сборники лирики Александра Блока можно найти в электронном каталоге ДонНТУ


     24 октября 1918 года
    24 октября 1918 года Владимир Набоков написал стихотворение «Журавли».

Шумела роща золотая,
ей море вторило вдали,
и всхлипывали, пролетая,
кочующие журавли
и в небе томном исчезали,
все тише, все нежней звеня.
Мне два последних рассказали,
что вспоминаешь ты меня...

Произведения Владимира Набокова можно найти в электронном каталоге ДонНТУ


     24 октября 1919 года
    24 октября 1919 года родилась Михо Симао - японская писательница.

Михо Симао родилась на острове Какэрома архипелага Амами в семье норо (островной жрицы), к судьбе которой с детства готовилась и сама. Подрабатывала помощницей учителя в местной школе. В последние военные годы, когда на острове был размещён японский штурмовой отряд специального назначения, познакомилась с Тосио Симао, назначенным тогда командиром эскадры лодок-камикадзе синъё и снискавшим особое уважение местных жителей в преддверии ожидавшихся решающих сражений (по статусу Симао фактически был приравнен к островным божествам). После окончания войны в 1946 году они поженились. В 1952 году вместе с супругом Михо Симао переехала в Токио, пребывание где, однако, оказалось непродолжительным: после скандала, связанного с внебрачными отношениями мужа. Начиная с 1954 года стала страдать тяжёлой душевной болезнью. Исцелению Михо и возрождению отношений способствовало возвращение семьи на Амами в 1955 году. По мотивам этой семейной драмы Тосио Симао написано его главное произведение «Жало смерти», одно из ключевых событий послевоенной японской литературы. В 1970-х годах дебютировала сама как писательница. Наибольшую известность получил написанный на основе воспоминаний из своего детства и юности сборник рассказов «Жизнь и смерть на берегу моря». Признанию книги и присуждению её премии Тамуры активно способствовал Тайдзюн Такэда.

Со дня смерти Тосио Симао в 1986 году и до своих последних дней Михо Симао продолжала носить траурную одежду. После ухода из жизни мужа способствовала публикации его дневника, вышедшего под заголовком «Дневник «Жала смерти», и других ценных материалов. В 2000 году режиссёром Александром Сокуровым был снят документальный фильм, посвящённый Михо Симао.


     24 октября 1923 года
    24 октября 1923 года родилась Дениза Левертов - американская поэтесса, одно из наиболее ярких имен в американской поэзии после Второй мировой войны.

Дениза Левертов родилась в Англии (Иллфорд, графство Эссекс). Ее отец, русский еврей, был англиканским священником. Образование она получила дома, если не считать уроков балета и французского языка. В годы Второй мировой войны была медицинской сестрой. Первая книга стихов Левертов «Двойной образ» вышла в 1946 году. В США Левертов переехала в 1948 году, выйдя замуж на писателя М. Гудмена. В 1961 и 1963–1965 гг. вела отдел поэзии в журнале «Нейшн». В 1965 году была одним из инициаторов движения протеста писателей и деятелей искусства против войны во Вьетнаме.

Лучшие стихотворения Левертов побуждают читателей прочувствовать описанное мгновенье и вдуматься в его смысл, уделяя особое внимание «несущественным» сторонам окружающей жизни. Эти мгновенья складываются у Левертов в завершенный образ целого мира, который раскрывается перед читателем таких ее книг, как «Здесь и сейчас», «С глазами на затылке», «О увидь и почувствуй». Стихотворения, составившие книгу «Танец печали», свидетельствуют о нарастании политических мотивов, между тем как в книгах «Отпечатки», «Высвобождение праха» и «Молитвы без ритуалов: Новые стихи и четырнадцать переводов» главное внимание уделено поэтическим исканиям.


     24 октября 1932 года
    24 октября 1932 года родился Эдриан Митчелл - английский поэт, писатель и драматург.

Митчелл родился недалеко от Хэмпстед-хит, в Северном Лондоне. Его мать, Катлин Фабиан, работала в детском воспитательном учреждении Фридриха Фрёбеля, а его отец Джок Митчелл был химиком. Первую свою пьесу Эдриан поставил в девять лет, ещё в школе. После окончания учёбы Митчелл проходил службу в королевских военно-воздушных силах, где проявился его «природный пацифизм». Далее он занялся изучением английского в оксфордском колледже Крайст-Чёрч, где его преподавателем был сын Дж. Р. Р. Толкиена. Стал председателем университетского поэтического общества и литературным редактором «Isis magazine». По окончании учёбы получил работу репортера в газете «Oxford Mail», а позже в лондонской «Evening Standard». Как редактор раздела поэзии в журнале «New Statesman» был первым, кто опубликовал интервью с «The Beatles».

Митчелл регулярно выступал с чтением стихов, очень часто — на мероприятиях, связанных с левым движением. Его коньком была сатира. Получив заказ на стихотворение о принце Чарльзе и его особых отношениях (как Принца Уэльского) с жителями Уэльса, он ответил коротко и ясно: «Королевский статус это невроз. Желаю скорейшего выздоровления». Его широко известное стихотворение «Тем, кого это касается» полно горького сарказма по поводу увиденных по ТВ ужасов вьетнамской войны:

Однажды правда с ног свалила меня,
И я хожу покалеченный с того дня
Так залейте мне ноги гипсом
Наврите мне про Вьетнам…


     24 октября 1938 года
    24 октября 1938 года родился Венедикт Васильевич Ерофеев – советский писатель.

Венедикт Ерофеев родился в пригороде Кандалакши в посёлке гидростроителей Нива-3, однако в официальных документах местом рождения была записана станция Чупа Лоухского района Карельской АССР, где в то время жила семья. Детство он провёл по большей части в детском доме в Кировске на Кольском полуострове. Окончил школу с золотой медалью. Учился на филологическом факультете МГУ, в Орехово-Зуевском, Владимирском и Коломенском педагогических институтах, но отовсюду был отчислен.

С детства Венедикт отличался незаурядной эрудицией и любовью к литературному слову. Ещё в 17-летнем возрасте он начал писать «Записки психопата» (долгое время считались утерянными, впервые опубликованы в 1995 году). В 1970 году Ерофеев закончил поэму в прозе «Москва — Петушки». Она была опубликована в иерусалимском журнале «АМИ» в 1973 году. В СССР поэма впервые напечатана в журнале «Трезвость и культура». В нецензурированном виде впервые вышла в альманахе «Весть» в 1989 году. В этом и других своих произведениях Ерофеев тяготеет к традициям сюрреализма и литературной буффонады.

Помимо «Записок психопата» и «Москвы — Петушков», Ерофеев написал пьесу «Вальпургиева ночь, или Шаги командора», эссе о Василии Розанове для журнала «Вече» (опубликовано под заглавием «Василий Розанов глазами эксцентрика»), неподдающуюся жанровой классификации «Благую Весть», а также подборку цитат из Ленина «Моя маленькая лениниана». Пьеса «Диссиденты, или Фанни Каплан» осталась неоконченной. После смерти писателя частично изданы его записные книжки. В 1992 году журнал «Театр» опубликовал письма Ерофеева к сестре Тамаре Гущиной.


     24 октября 1952 года
    24 октября 1952 года родился Дэвид Марк Вебер - американский писатель, сатирик, фантаст.

Дэвид Вебер родился в Кливленде, штат Огайо. Во время учёбы в колледже избрал своей специализацией историю, также изучал английскую литературу, политологию и социологию, и, как известно ещё из одного источника, сравнительную религию. Первыми научно-фантастическими романами, которые он прочёл, стали произведения Эдварда «Дока» Смита и роман Джека Уильямсона. Но наибольшее влияние на последующее творчество Вебера, как считает он сам, оказали романы Генри Бима Пайпера, ранние произведения Кита Лаумера и Роберта Хайнлайна.

Основной литературной специализацией Дэвида Вебера стала так называемая военная фантастика. «Я думаю, — говорит Вебер, — очень важно воспринимать войну, как нечто отвратительное и жестокое, и лучше иметь чертовски хорошую причину для того, чтобы затевать хоть одну».

Первая публикация Вебера в фантастике — роман «Insurrection», написанный совместно со Стивом Уайтом. Во вселенных Д. Вебера и его соавторов участвуют в основном люди. Другие разумные расы играют второстепенные роли — как «дикари» (например, аборигены Василиска из первой книги серии «Хонор Харрингтон») или «младшие» партнёры людей (сфинксианские древесные коты из той же серии), либо как полуразумные противники (в серии «Пятая империя»).



     
     


© Научно-техническая библиотека Донецкого национального технического университета